Отчет о велопоходе по Португалии. День 7-9

 

Фото 27. А ведь при покупке на раму давали пожизненную гарантию!

- Ерунда! До конца похода хватит! – сказал Дима.

Лявон с ним не согласился:

- Через 20 км здесь отломается совсем, а ещё через десять от рамы останутся отдельные трубки!

- Так что делать? Как ремонтировать?

- Есть средство! - хитро улыбнулся Лявон.

- Шмурочка! – сразу догадалась Санёк.

Дело в том, что велосипед Лявона по мере взросления, как тотемное дерево буддистов, всё более и более обрастал шмурочками. Ни сварка, ни винты не фиксируют так надёжно, как это делает шмурочка. Поэтому во всех походах: водных, пеших, лыжных, горных для шмурочки в рюкзаке всегда есть место. Немного поразмыслив, как правильнее применить универсальное ремонтное средство, сделали из шмурочки закрутку.


- Вот теперь я даю на твою раму пожизненную гарантию! - сказал Лявон.


До конца похода рама ни разу не скрипнула. А по возвращении в Минск Дима уже принял участие в нескольких приключенческих гонках. Шмурочка держит!


Тем временем мы приближались к лежащей на нашем пути водной преграде – реке у впадения её в океан в городе Фигейра да Фош. У нас был выбор: либо делать крюк километров пятьдесят по напряженной автомагистрали с фурами и пересечь реку по мосту, либо сесть на курсирующий у побережья океана паром. Мы выбрали оптимальный вариант. Не стоит лететь в Португалию, чтобы на автомагистрали шарахаться от фур и нюхать выхлопы двигателей внутреннего сгорания.


Классная штука всё-таки этот GPS-навигатор! Среди каких-то прибрежных промышленных складов, кранов и бог весть чего ещё он безошибочно вывел нас на пристань, где паром, казалось, только и ждал нашего прибытия. Стоило нам въехать на палубу (или что там есть у парома), как по-португальски прозвучала команда: «Отдать швартовы!». Мы успели только заплатить по 2 евро с носа за проезд и сделать несколько памятных снимков, как очутились на противоположном берегу, на улице Фигейра да Фош.  Было уже 18.40.


Сойдя на берег, в очередной раз залюбовались португальской архитектурой, отметив про себя, что по мере продвижения на север она претерпевает существенные изменения. Южные города и городки – исключительно белые стены и красные крыши, компактное расположение, уникальность каждого строения, наследие прошлого. На севере всё более унифицировано, осовременено и обезличено.


Выехали из города и начали стрелять глазами по окрестностям в надежде найти укромное местечко для палаток. Увы, по мере того, как время утекало, становилось всё более очевидно, что найти место для автономного ночлега нереально. Нужно искать пристанище в кемпинге.


К кемпингу подъехали после 20.00. Поскольку туристический сезон ещё не наступил, кемпинг был практически пуст. Менеджер покинул свой пост и ушел домой. На посту был лишь охранник, который не знал ни слова по-английски. Тем не менее, с ним удалось договориться и обрести приют за 4 евро с человека. Вот тут-то и пригодились тринадцать уроков португальского, которые Санечек с Пашкой усвоили перед походом. Удобства кемпинга включали тёплый душ, туалет и розетку для подзарядки телефонов. Спали, естественно, в своих палатках, установленных под здоровенными эвкалиптами. Эвкалипты источали такой аромат, что можно было обалдеть.

Фото 27. На улице г. Фигейра да Фош

 

28.04.2017.

день 7

Облачно

Ясно

Облачно

Furadouro — Rua Florestal — Praia de Sao Pedro de Maceda — Esmoriz — Espinho — Avenida de Infante de Sagres — кемпинг

60,97 км

+ 316 м
-305 м

11 часов 10 минут

Перепад высот 34 м

То ли благодаря аромату эвкалиптов и ровной площадке под палаткой, то ли вследствие того, что понемногу накапливалась усталость, спалось в кемпинге исключительно замечательно. Но задерживаться нам было не с руки - впереди было слишком много интересного. Стартовали около

9.00. Немного проехали по автомобильной дороге, затем съехали на береговую линию и двигались по велодорожкам. Велодорожки пробегали по живописным курортным городкам, по береговой линии, через сосновый лес. Пейзажи не приедались.


В одном курортном городке (мы уже давно не пытались запоминать названия вследствие их многочисленности) на наших глазах рыбак вытащил из океана солидную рыбёху. Свежепойманная рыба не имеет ничего общего с той, что мы видим на прилавках и в холодильниках магазинов! Поэтому очень естественным было желание купить эту рыбу на ужин. В результате переговоров выяснилось, что рыбак готов продать её нам по цене 15 евро за килограмм. По такой цене он продаёт её в рестораны, расположенные в первом ряду береговой линии. Это было дороговато для нашего бюджетного похода. Но лучше бы мы всё-таки купили рыбу. Потому что альтернативой оказались купленные Ялой креветки. Они стоили 16 евро за килограмм. Аргументом для их покупки было то, что мы находимся в стране, которая расположена на океане, добывает и кормится морепродуктами. А мы должны прочувствовать местный колорит! Пока в процессе варки креветки втрое уменьшались в размере, Санёк (она не только умеет, но и любит читать) взяла упаковку креветок и прочла, что они даже не пахнут Португалией, а являются продуктом сельскохозяйственного производства Вьетнама.


Но это было вечером, а пока на остановках для отдыха мы наслаждались пятью килограммами апельсинов, купленных по смешной цене у торговавшего при дороге фермера. В океан, правда, кроме Лявона никто лезть не рискнул – холодновато, север всё-таки.

Перепад высот дневного перехода:

По мере приближения к Порту велодорожка всё чаще приобретала вид дощатых трапов, уложенных на песок или даже возвышающихся над поверхностью земли, а ветер набирал всё большую силу. Вся земля оказалась вовлеченной в хозяйственную деятельность, поэтому рассчитывать на стоянку вне кемпинга не приходилось. Ненастойчивые предложения Лявона поставить лагерь в кустах возле железной дороги или между огородами в группе вызывали дружное отторжение, сопровождаемое аргументами о том, что, находясь в чужой стране, мы должны уважать законы этой страны.


Около 19.00 на окраине Порту мы устроились в кемпинг со стандартным набором удобств по 4 евро с человека. Кемпинг располагался неподалёку от береговой черты, поэтому, быстро установив палатки, мы побежали на берег провожать уходившее за океан солнце. Нам повезло: небо было чистым. Диск солнца полностью ушел за океан за 5 минут. Попрощавшись с ним, побежали обратно готовить ужин.

Фото 28. Велодорожки всё чаще приобретали вид трапов.

29.04.2017.

день 8

Облачно, ветер

Облачно, ветер

Облачно, ветер

Parque de campismo Marisol – Vila Nova de Gaia – Porto - Motosinhos - Vila Cha - Perafita – Porto – Vila Cha

94,99 км

+ 986 м
-969 м

11 часов 15 минут

Перепад высот 105 м

Трек дневного перехода:

Поскольку с вечера решили, что сегодня смотрим город, встали позже обычного, не спеша позавтракали. Но около 10.00 родилась идея переехать в другой кемпинг, поближе к аэропорту. В 10.30 уехали из кемпинга и, навьюченные рюкзаками, по прибрежным велодорожкам направились к центру города. В 11.30 по мосту переехали на правый берег реки Douro. Ненадолго останавливаясь в заинтересовавших нас местах, ехали сначала по набережной, предназначенной для туристов, затем по району порта.


И вот мы проезжаем порт. Мангалы уличных продавцов испускают такие ароматы, что только мёртвый может остаться равнодушным к ним. Осознавая, что времени в обрез, Дима высказал робкое предложение отведать сардин. Но слабая надежда, звучавшая в его голосе, была раздавлена железом голоса Яло:

- Поешь, когда устроимся в кемпинг!

Перепад высот дневного перехода:

По прибытии в ближайший к аэропорту кемпинг выяснилось, что он выбивается из общей ценовой канвы: 10 евро с человека в сутки. Не то, чтобы у нас не было по 10 евро! Но переплачивать в 2,5 раза!? - Быстренько отыскали в интернете ближайший кемпинг. Там стоимость была стандартной – 4 евро. Правда, до этого кемпинга по побережью и пригородам надо было ехать ещё больше 10 км. Поехали, устроились, и налегке устремились к центру города, до которого было уже километров 25. Центра города достигли только в 18.00. О том, чтобы объехать все забитые в навигатор достопримечательности не было и речи, как не было речи и о том, чтобы покормить Диму жареными на мангале сардинами. Тем не менее, посетили железнодорожный вокзал Сан-Бенту, где были сражены выложенными из глазурованной плитки монументальными панно, отображающими эпизоды из истории Португалии, бытовые и батальные сцены, пейзажи.


Ничего подобного мы никогда не видели! Поколесили по улицам и площадям, подъехали к символу Порту башне Клеригош, самой высокой церковной башне Португалии, полюбовались видами города и реки с двухъярусного моста, по нижнему ярусу которого осуществляется движение автомобилей и пешеходов, а по верхнему – пешеходов и метро. Гуляя по мосту, мы вначале приняли вагоны метро за трамвай. Этот мост через реку Дору между Порту и Вила-Нова-ди-Гая построен по проекту ученика Эйфеля, на чём Санёк неоднократно акцентировала наше внимание.

Фото 29. Мост в Порту, сделанный по проекту ученика Эйфеля.

Фото 30. Смыкаем ряды на набережной г. Порту.

Фото 30. На память о Порту

Мы катались бы ещё, но стемнело, да и отдохнуть тоже не мешало. Тем более, что до места ночёвки надо было крутить педали километров 25. Сардины, жареные на мангале, уже не продавали.
 

В эту ночь наши палатки успешно прошли испытание тропическим ливнем и штормовым ветром. Нас не унесло и не смыло.

 

30.04.2017.

день 9

Облачно, дождь, ветер

Облачно, дождь, ветер

Облачно, дождь, ветер

Vila Cha – Labruge – Lavra – Perafita – SantaCruz do Bispo – аэропорт г. Порту

20,77 км

+ 176 м
-133 м

5 часов 15 минут

Перепад высот 77 м

Трек дневного перехода:

Перепад высот дневного перехода:

В процессе подготовки похода Яло (почему-то от имени Димы) провела серию переговоров посредством интернета, и договорилась с менеджером велосипедной секции ближайшего к аэропорту г. Порту магазина Decathlon Мигелем о том, чтобы ко дню нашего отлёта он припас пять упаковочных картонных коробок от велосипедов. В этих коробках предполагалось транспортировать велосипеды на родину.


К утру ливень закончился, однако небо было закрыто низкой облачностью, и периодически проливалось на землю дождём. Наши планы на сегодня включали общение с Мигелем, доставку коробок в аэропорт, разборку и упаковку велосипедов и другого багажа. Около полуночи мы улетали из Порту в Варшаву.


В 11.45 мы покинули кемпинг, немного попетляли по улицам пригородов и выехали на побережье океана. Океан был примерно в таком же состоянии, как море в третий визит старика к золотой рыбке. К берегу гнало крутые волны с белой пеной на гребнях, ветер срывал с волн брызги и доносил их до прибрежной велодорожки, взбадривая нас. Иногда начинался дождик. Хорошо, что погода испортилась только в конце похода!


Каноны социалистического реализма требуют отображать действительность без прикрас, поэтому Санёчек то и дело останавливалась запечатлеть панораму штормящего океана. Сделали прощальные фото. Кое-кто бросил в океан монетки, чтобы когда-нибудь вернуться сюда опять. Те, кто не бросал монеты, исходили из того, что на земле ещё много мест, где мы не были. Дай бог побывать там! Чего уж топтать свои следы? Но чувство лёгкой грусти было у всех. Завершение похода – это ещё одна перевёрнутая страничка истории нашей жизни.


Но долго ностальгировать не получалось. До магазина Decathlon было ещё далеко, а по прибрежным дощатым трапам на груженом велосипеде сильно не разгонишься. Двери Decathlon гостеприимно автоматически распахнулись перед нами только в 15.30. Мигель оказался таким же приятным улыбчивым молодым человеком, как и наш Мигель Суховей (наверное, все Мигели такие). Он припас для нас коробки. Был лишь один нюанс: коробки были не от велосипедов, а от каких-то тренажёров, и их размеры значительно превышали требуемые. Но, поскольку выбирать было не из чего, мы поблагодарили Мигеля и угостили коробочкой белорусской клюквы в сахаре. Коробочка была слегка помята, впрочем, как и мы. Ведь она проехала в рюкзаке вместе с нами без малого шестьсот километров.


Дима сохранил чек лиссабонского Decathlon, и по этому чеку у нас без разговоров приняли по номинальной стоимости несколько потёртый за дорогу, но непочатый баллон газа. Европа!


Оставалась самая малость – доставить пять здоровенных коробок в аэропорт. Впору было заказывать грузовое такси. Но на то мы и туристы, чтобы находить выход из сложных ситуаций. Три коробки сложили и поместили внутрь двух оставшихся. Эти коробки связали и закрепили на велопоезде, паровозом которого был Дима, а вагончиком – Лявон. Стоило поезду выехать на улицу, как начался дождь, грозивший если не размочить коробки, уж точно пропитать их водой. А у нас каждый грамм багажа на счету! Быстро укрыли коробки велочехлом Ялы, и в пешем строю двинули в аэропорт, где, собственно, и закончилась активная часть похода. Благо, до аэропорта оставалось полтора километра.

Фото 31. Транспортировка коробок из магазина в аэропорт г. Порту

 

Эпилог

Идея этого похода не является оригинальной, хотя в среде отечественных велосипедистов пока ещё не очень распространена. Достаточно непростой и напряженной была логистика с учётом провоза своих велосипедов. На белорусско-польской границе необходимо декларировать велосипеды, чтобы на обратном пути не платить за них таможенный сбор (если пересекаешь границу чаще одного раза в три месяца). Билеты покупали на акциях, что несколько удешевило бюджет похода, который в итоге оказался равным 375 евро.


Поход преследовал в основном спортивные цели и предполагал знакомство с природой побережья Атлантического океана, а не с достопримечательностями, историей и культурой Португалии.

 

Автор: Мацукевич Л.В.

<<<<<  Вернуться: День 3-6

 

 

<<<<<  Вернуться в начало