Отчет о велопоходе по Португалии. День 3-6

24.04.2017.

день 3

Облачно

Ясно

Облачно

место ночёвки — селение Catribana — селение Assafora — город Ericeira — город Santa Cruz — Maceira - Ribamar - Atalaia — Пляж Vale de Frades

65,26 км

+ 898 м
-963 м

11 часов 05 минут

Перепад высот 125 м 


Ночь была тёплой. Поднялись около 7.00. Позавтракав традиционными уже мюсли с йогуртом, быстро собрались, форсировали ручей и начали отсчёт километров нового дня. Переходя ручей, Санечек с Пашей заметили, что камеры на дереве уже нет. Видимо, наше соседство хозяину камеры показалось не совсем комфортным. Мы, конечно же, вечером затронули вопрос демонтажа камеры собственными силами, но это всё было в шутку. Более того, обсуждение шло на русском языке, которым хозяин камеры вряд ли владеет.


Небо закрывала достаточно густая низкая облачность, которую не пробивали солнечные лучи. Очень не хотелось, чтобы погода портилась. Нет ничего гнуснее езды на велосипеде под дождём по раскисшей красной глине! Видимо, в небесной канцелярии прочувствовали, что из промозглого Минска через столь же промозглую Варшаву мы четыре с половиной часа летели не для этого, и около 8.30 начали потихоньку раздвигать облачность. Примерно по такому же сценарию погода вела себя в течение всего времени нашего пребывания в Португалии.


Начальный этап – выход из поймы ручья - получился довольно крутым и потребовал немалых усилий. Лявон и Оля тащили велосипеды с полной нагрузкой, остальные решили подъём осуществлять в два этапа: сначала рюкзаки, а второй ходкой – велосипеды. Всё это заняло минут сорок. Зато, когда поднялись на господствующую над местностью высоту, открылась панорама, потребовавшая ещё пятнадцати минут на фотосессию.


Увы, за взлётами неизбежны падения! Сразу же после подъёма дорога резко спускалась к деревне. В португальской деревне запахи такие же, как в белорусской, и точно так же по полю взад-вперед ездит трактор, разбрасывающий удобрения, и у португальских крестьян такие же дублёные солнцем и ветром руки и лица, только более бронзовые. Разница в размере полей. Наши калгасныя палеткі другой раз трудно окинуть взором, а португальцы трудятся на лоскутках. И поливать им приходится всё и везде. В каждой картофельной борозде у них лежит шланг для капельного полива.


Но это всё попутные наблюдения. Наша главная задача – прохождение маршрута. Мы опять выкатили на побережье. Каждый раз при встрече океан поражал бирюзой своих вод, манил золотистым песком пляжей. Мы двигались с юга на север. В течение всего похода со стороны океана дул довольно сильный северо-западный ветер. Для нас этот ветер был боковым встречным. Поскольку океан ещё не прогрелся, то и ветер был весьма прохладным. Во всяком случае, до полудня особого желания снять теплую одежду не было. Когда начинали раздеваться, солнце было слева-сзади и к вечеру заходило с левой относительно хода нашего движения стороны. По этой причине румяниться и покрываться аппетитной корочкой кожа начинала на левой стороне наших организмов. Девчонки и Дима наносили на кожу какие-то кремы от загара с фактором 30, Паша прятался в одежды. Лявон верил в совершенство своего организма и его способность противостоять португальскому солнцу без посторонней помоши.

Трек дневного перехода:

Перепад высот дневного перехода:

Фото 9.  Выход из поймы ручья оказался довольно крутым

Мы не любим ездить по асфальту, поэтому трек опять пролегал по тропам, по раздолбанным грунтовым дорогам вдоль самого берега океана, который постоянно занимал левую половину (или почти половину) поля зрения.

Фото 11.  Мы не любим ездить по асфальту.

Не будем врать: это не значит, что мы всё время любовались океаном. При езде по таким дорогам не часто поднимаешь взгляд. Постоянно приходится лавировать, объезжать препятствия, периодически слезать и тащить велосипед в руках. Но это вносит в движение разнообразие, избавляет от монотонности. В районе полудня подъехали к очередному форту. Теперь эти форты не имеют военного значения и выступают в качестве исторических памятников. Подробное ознакомление с достопримечательностями не входило в программу нашего похода. Форт был удостоен лишь осмотра с господствующей высоты.


В южной части Португалии высокие обрывистые берега океана образованы скальными породами. Дальше на север идут глинистые берега, испещренные трещинами, по которым откалываются огромные глыбы, падающие в океан. По самому краю берега в таких местах перемещаться небезопасно. К обеду мы оказались именно на таком берегу.

Фото 12.  Дальше на север идут глинистые берега, испещренные трещинами.


Расположившись на самом солнцепёке, разложили свою нехитрую снедь. Наш обед традиционно состоял из сладчайших апельсинов, варено-запеченной грудинки в вакуумной упаковке, помидоров, сыра, хлеба и вкусненького печенья. В первый раз на обед мы купили колбаски, но они оказались настолько солёными, невкусными и не содержащими мяса, что повторять этот опыт мы не хотели и отдавали предпочтение проверенным продуктам. Крупные магазины на всём протяжении нашего маршрута попадались довольно редко. Даже в Лиссабоне и Порту их очень мало по нашим меркам. В мелких кафе и магазинчиках всё стоит гораздо дороже. По этой причине закупку производили раз в сутки. Для того, чтобы возить минимальное количество продуктов, старались подгадать так, чтобы закупаться перед ужином.

Фото 10. Каждый раз при встрече океан поражал бирюзой своих вод, манил пляжами.

Практически во всех населённых пунктах в южной части Португалии на улицах установлены источники питьевой воды. Вода бесплатная и отличного качества.

Фото 13. Источник питьевой воды.

Причём все источники сделаны с любовью и имеют очень эстетичный вид. Чувствуется, что люди знают цену воде. Это очень здорово выручало. Питьевую воду мы покупали несколько раз во второй половине маршрута.


На подступах к курортному городку Санта Круз кривая трека вновь вывела нас на пляж и хотела вести дальше километра 2-3 по песку пляжа.  Потом, на других пляжах мы увидели, что на песок укладывают дощатые трапы, по которым ходят и ездят на велосипедах. Осенью и зимой здесь бывают волны высотой до 30 метров, которые смывают с пляжа всё, поэтому трапы убрали. К курортному сезону их уложат опять. Но когда это будет! А нам надо ехать сейчас. Тащить груженые велосипеды 2-3 километра по песку нас не прельщало. Надо было искать обходные пути. Мы обсуждали план дальнейших действий, когда к нам подъехал велосипедист-легкоход и по-английски спросил, какие у нас проблемы. Мы объяснили. Он сказал, что объезд здесь не очень простой, но он знает здесь все дороги в радиусе 50 километров и может сопроводить нас. Мы с благодарностью приняли предложение. Разворачиваясь, чтобы вести нас, он спросил:

    - Where are you from?

    - Belarus.

    - Беларус? А я тут с вами по-английски разговариваю!

Оказалось, что Алексей – россиянин. Он приобрёл дом в прибрежной деревушке, и периодически прилетает сюда отдохнуть. Когда мы проезжали эту деревушку, он шёл за хлебом. Наша кавалькада заинтересовала его, и он поехал следом (судя по всему, жизнь в португальской провинции не балует разнообразием событий, если проезд группы дальнобоев может вызвать интерес). Алексей сопровождал нас на протяжении последующих 25 км. Он провёл нас по полевым дорогам, закатанным в новенький асфальт. По словам Алексея, Евросоюз выделил Португалии деньги на модернизацию сети дорог, и они теперь катают в асфальт всё подряд, даже просёлки. Мы проехали по сельскохозяйственным угодьям, по очень красивому ущелью, в котором большой отрезок бывшей автомобильной магистрали превратили в велодорожку. Алексей с удовольствием отвечал на накопившиеся у нас вопросы. Расстались мы возле санатория, в котором врачуют грязями и местной минеральной водой. По данным Диминого навигатора здесь же в свободном доступе находился источник минеральной воды. Источник нашли, но вот в степени минерализации его возникли большие сомнения: на вкус она была неуловима.


День клонился к закату, нужно было подыскать подходящее место для лагеря.  В горах это не очень простое дело. Выехали на побережье. С океана дул сильный прохладный ветер, и было не очень уютно. Но нам повезло. На высоком берегу нашли ровную площадку, защищенную зарослями кустарника от ветра со стороны океана и от посторонних глаз со стороны дороги.


Решили поставить кулинарный эксперимент: сварить макароны в чистой океанской воде. А что? Когда ещё попадём на океан? Сварили, сполоснули пресной водой. Добавили две большие банки рыбных консервов из тунца по 3,5 евро за банку, и получился шикарный ужин. 


В очередной раз мечтали увидеть, как солнце уходит за океан, в Америку. Уселись на причудливо вылизанном океанскими ветрами песчанике и стали ждать. Всё напрасно -  помешала облачность, как всегда под вечер затянувшая горизонт.

Фото 14. В очередной раз мечтали увидеть, как солнце уходит за океан, в Америку.

25.04.2017.

день 4

Облачно

Ясно

Облачно

пляж Vale de Frades — полуостров Peniche — эвкалиптовый лес — Salir do Porto пляж Praia do Salgado

73,16 км

+ 917 м
-938 м

11 часов 45 минут

Перепад высот 166 м

Утро выдалось не из приветливых. Сильный ветер традиционно встречного направления гнал по небу достаточно низкую облачность. Куртки, одетые с самого утра, снимать не хотелось. Выехали на асфальтированную дорогу, петлявшую рядом с изрезанным обрывистым океанским берегом и устремились к полуострову Пенише, на котором находится одноименная крепостьГородок встретил нас маяком на береговой линии и густым запахом несвежей рыбы, из чего мы сделали заключение, что рядом находится либо рыбный порт, либо предприятие по переработке рыбы.  Крепость хорошо сохранилась и внушает своими размерами. Мы объехали сухопутную часть периметра. Морская (океанская) часть периметра выглядит совершенно неприступной. Александра Геннадьевна и Дима сняли на фото и видео как все возможные общие планы, так и отдельные детали архитектуры крепости. Но мощь неприступных стен меркла на фоне сгрудившихся в невообразимом беспорядке на соседнем склоне красных черепичных крыш, слепящих белизной стен домов и двориков. В такие моменты я жалею, что не наделён даром художника или поэта. Но даже в отсутствие этого дара в душе рождаются возвышенные чувства, заставившие наших далёких предков сделать первый наскальный рисунок и издать первый восторженный клич. Этот клич прозвучал, но означал он ещё и то, что как-то подзадержались мы на крепости. Пора давить на педаль.

Трек дневного перехода:

Перепад высот дневного перехода:

Любуясь вымощенными мелкой брусчаткой узкими улочками, цветниками на балкончиках, клумбами, панно из глазурованной плитки на стенах домов, проехали город насквозь. Дорога запетляла вдоль обрывистого берега. Вскоре обнаружили, что с нами нет Димы и Санечки. Остановились подождать. Ожидание затягивалось. Если бы отсутствовала только Санечка, можно было бы предположить, что этот «паровозик из Ромашково» опять нюхает какой-нибудь цветочек, чтобы не опоздать на всю весну. Отсутствие Димы наводило на мысль о поломке или травме. Разворачиваемся, едем навстречу. А вот и они, просто сияющие от счастья:


- Как вы могли проехать мимо такой красоты?! Там в океане камни!!! Таки-и-е камни!


Что им скажешь? Они увидели красоту там, где мы не смогли. Человек имеет право на положительную эмоцию. Ради этого мы сюда и приехали. А спортивную часть мы наверстаем. Эмоция прибавляет сил!

Фото 15. Сгрудившиеся в невообразимом беспорядке красные черепичные крыши, слепящие белизной стены домов и двориков, оказывают гораздо большее эмоциональное воздействие, чем мощь неприступных крепостных стен.

Мы никогда не бывали в эвкалиптовом лесу. Нет, эвкалиптов мы уже насмотрелись. В Португалии они растут на каждом шагу. Аромат эвкалипта – это запах Португалии. (На презентации похода друзьям мы специально раздавили плодовую коробочку эвкалипта, чтобы в комнате воссоздать ароматический дух похода). Однако целый лес эвкалиптов – это совсем другое дело.


Чтобы попасть в эвкалиптовый лес, нужно было слегка отклониться от побережья океана. Из курортных посёлков мы сразу же попали в сельскую местность. Пыльная с песочком средней глубины грунтовая дорога, небольшие распаханные поля, ограждённые, как и у нас, столбиками с натянутой проволокой, какая была под рукой. На полях никого. Вероятно, наступил час сиесты. Во всяком случае, полуденное солнце жгло без пощады. В наших планах было доехать до эвкалиптового леса и устроить там обеденный привал. Жизнь скорректировала планы, сказав «дзынь!» спицей заднего колеса диминого велика. Пришлось под замечательной португальской сосной совмещать обед с ремонтными работами. Ремнабор был укомплектован со знанием дела, мастерства и опыта тоже хватало. Пока девчонки делили (поровну!) стандартный обеденный набор, Дима с Лявоном поменяли спицу. Можно было бы тоже устроить сиесту под этой же сосной, но труба звала в эвкалиптовый лес, который, как оказалось, находился в получасе езды.

Фото 16.  Какой велопоход без ремонта?

IMG_6845

Фото 17.  Португальский эвкалиптовый лес. Очень пожароопасно!

Оказалось, что эвкалиптовый лес – это не лесной массив, выросший в естественных условиях сам по себе, а эвкалиптовая плантация, высаженная рядами в пыльную сухую глинистую почву. Это вызвало некоторое разочарование, поскольку следы плуга, регулярная структура посадок и вездесущая пыль диссонировали с теми картинами, которые априори рисовало воображение. Однако пришлось мириться с суровой действительностью и воспринимать жизнь такой, какая она есть. Было большое желание найти семена эвкалипта, но все коробочки, которые попадались до сих пор, были пусты. В лесу же мы практически сразу на молодом деревце, которое можно было согнуть, нашли запечатанные коробочки с семенами. Более того, нам попалось дерево, которое цвело. Это был уникальный случай. Больше до конца похода мы не видели ни одного цветущего эвкалипта. Конечно же, было сорвано некоторое количество листьев для того, чтобы приготовить ароматическое средство для бани по прибытии на родину.


Эвкалипт не является аборигеном. В Европу он был привезен из Австралии, но очень хорошо прижился в Португалии и потихоньку теснит местные виды деревьев. К тому же он даёт очень быстрый прирост древесины, поэтому его выгодно культивировать как сырьё для целлюлозно-бумажной промышленности.  Мы неоднократно наблюдали, как из пня спиленного эвкалипта растут 4-5 новых полноценных стволов.

Фото 18.  Дорога в эвкалиптовом лесу

Дороги и тропы, по которым мы продвигались в эвкалиптовом лесу, ни с чем из белорусской действительности сравнить нельзя. Они безобразнейшим образом разбиты колёсами техники. Колеи от лесовозов «Урал», которые можно увидеть в наших лесах – детский лепет. Трудно представить, что за механизм их роет. Вдобавок на склонах (а весь лес расположен на очень холмистой местности) не раз пришлось преодолевать последствия водной эрозии почвы – глубокие извилистые русла ливневых ручьёв (благо, перед нашим появлением дождей не было, и мы передвигались по окаменевшей глинистой почве). Здесь опять очень пригодилась слаженная командная работа.  И всё это тонуло в аромате источаемых лесом эфирных масел!


На одном из спусков Санечка влетела в песок и не смогла удержать груженый велосипед.  Отделалась ссадиной на колене. Пока Паша оказывал ей медицинскую помощь, Яло с Лявоном фоткались в придорожных зарослях мака. После того, как пострадавшая также изъявила желание запечатлеться в маках, мы поняли – будет жить!

Фото 19.  Яла и Санёк в придорожных маках

Оказалось, что придорожные маки – это прелюдия. Минут через 15 мы подъехали к райскому саду. Только в раю могут расти такие апельсины! Португальским апельсинам я готов посвятить оду! Таких апельсинов я не ел нигде! Они настолько свежи и нежны, что к моменту окончания чистки с локтей капает сок. Мы приноровились делать апельсинные перекусы, и они в течение всего похода очень помогали нам дожить до обеда и до ужина. Стоят португальские апельсины 0,75 евро, и их можно приобрести в любом магазине. А тут – неограждённый целый апельсиновый сад, деревья в котором, как новогодняя ёлка игрушками, увешаны яркими оранжевыми шариками. Из подсознания на поверхность мгновенно явился стереотип поведения рядом с заброшенным колхозным садом – быстренько напихать за пазуху и рвать когти. Чуть что – это не мы!  Но мы представляли свой народ в цивилизованной стране! Поэтому решено было сделать памятное фото, после   чего подъехать к виднеющейся в полукилометре ферме и совершенно легально купить апельсинов у хозяев. Пока проходила фотосессия, неосторожным движением с ветки были сбиты два апельсина. Не пропадать же им, решила Яло, и из сострадания положила в рюкзак.


Подъехав к ферме, остановились. В окошке дома появилась пожилая сеньора. На переговоры отправили Лявона. Предыдущий опыт показал, что португальцы хорошо говорят по-английски. Как минимум три из четырёх без проблем понимали нас. Сеньора оказалась четвёртой. Когда Лявон понял, что английский здесь неуместен, он применил весь имевшийся на вооружении арсенал: от языка жестов, изображающих апельсиновое дерево и висящие на нём плоды, до «шьёрт побьеры». Всё было тщетно! Бабуля смотрела немигающим взглядом голубых глаз и ничего не понимала. Команда со смеху угорала и ложилась в дорожную пыль! Это был первый в жизни позорный случай, когда Лявон не смог договориться. Извинившись за беспокойство, он присоединился к хохочущим друзьям, вместе с которыми, отъехав с километр, продегустировали прихваченные Олей фрукты. Апельсины оказались выше всех похвал. Жаль, что не удалось договориться!


Эвкалиптовый лес продолжался. Он защищал от ветра, который, разогнавшись на океанских просторах, господствует на побережье. А португальское солнце 25 апреля даст 100 очков форы белорусскому 22 июня. Пришлось попотеть, втаскивая в очередной раз велосипеды на горку. Тем приятнее была встреча с источником питьевой воды. Рядом с таким источником испытываешь чувство глубокой благодарности и уважения к живущим здесь людям. Кто, как не они, знают истинную цену воде. И нигде за всё путешествие мы не видели следов вандализма…

I

Фото 20. Как по живой карте выбирали место, которое приютит нас сегодня.

А время подсказывало, что надо своевременно заботиться о ночлеге. Направили свои колёса в сторону побережья, и через два с половиной часа, стоя на господствующей высоте и созерцая побережье лежащего перед нами океана, как по живой карте выбирали, какое место приютит нас сегодня. Найти ровную площадку под палатки в горах не так просто. Пришлось сбросить высоту почти до уровня Атлантического океана. После получаса поисков нашли шикарное место. Пока разбивали лагерь, отпустили девчонок посмотреть-таки, как солнце уходит в Америку. Увы, океан был неспокоен, а на горизонте уже традиционно облака сливались с водой. Закат в океан опять не состоялся!  

26.04.2017.

день 5

Облачно

Ясно

Облачно

пляж Praia do Salgado — город Nazare — Sao Pedro de Moel — Esrtada Atlantica — Mata Nacional do Urso — Praia do Osso do Baleia — Costa de Lavos — Figueira da Foz — Buarcos — ночёвка у маяка.

105,78 км

+ 980 м
-883 м

12 часов 10 минут

Перепад высот 144 м

Трек дневного перехода:

Перепад высот дневного перехода:

В соответствии с устоявшимся режимом проснулись в 7.00. Позавтракали и оседлали своих коней. В 8.30 ходовой день начался с завоевания оставленных вчера высот: от уровня океана предстояло по тропам подняться к идущей вверху дороге. Это, как правило, не самые лёгкие, но самые интересные участки маршрута. Тропы очень живописны, изобилуют массой препятствий самого разного толка: колючие растения, каменные осыпи,  резкие повороты, крутые сбросы. То и дело приходится спешиваться, тащить велосипед в руках, помогать друзьям.  На таком участке просыпаешься уже через две минуты.


Есть, конечно, разные мнения на этот счёт. Некоторые считают, что велосипед предназначен для езды, и нечего таскать его в руках, сбивая педалями ноги. Велосипедист должен ездить верхом на велосипеде, а не наоборот! Есть и другая крайность - любители  экстрима, для которых чем хуже, тем лучше. И надо же, чтобы в нашей группе собралось почти фифти-фифти и тех, и других! В одну повозку впрячь не можно  коня и трепетную лань, сказал классик. А что делать, если и кони, и лани уже в впряжены в эту повозку? – Приходится искать компромиссы! Первые дня три компромиссы достигались непросто, и даже чуть не сломалось пару копий. В итоге коням пришлось стать трепетнее, ланям – конистее. Что делать?! Вся наша жизнь – череда жертв и компромиссов!


Поднялись наверх и мимо ветряных генераторов электроэнергии выехали на велодорожку, идущую рядом с шоссе. Это были первые с начала нашего похода ветряные генераторы электроэнергии. Странно, что при наличии таких ветров всё побережье не покрыто частоколом из них.


Велодорожка вместе с шоссе то взмывала вверх, заставляя включать пониженную и напрягать ноги, то давала возможность восхититься скоростным спуском. По шоссе изредка проезжали отдельные автомобили, выхлопы которых сдувались океанским ветром в противоположную от велодорожки сторону. Можно было наслаждаться просоленным океанским воздухом, шуршанием собственных шин, бормотать под нос «А ну-ка песню нам пропой весёлый ветер» и предаваться размышлениям над тем, почему он почти всё время дует навстречу. Ребята начали озвучивать мысль о том, что на велосипедах в этом районе гораздо выгоднее путешествовать в противоположном направлении, с севера на юг.


До полудня не возникало никакого желания снимать тёплые вещи даже при наличии солнца. По мере нашего продвижения на север всё больше становилось белых гребешков на волнах португальских пляжей. Теперь уже не на каждом пляже останавливались искупаться, и всё меньше желающих совершить этот героический поступок оставалось в наших рядах.


По мере продвижения на север в городках всё реже стали попадаться в свободном доступе источники питьевой воды, и не в каждом селении можно было купить её. В курортный городок Marinha Grande въехали около 11.00 с пустыми бутылками. А во рту уже начинало подсыхать. Проезжая мимо не то местного рыночка, не то прачечной, увидели, как две дамы обильно поливают из шлангов мраморные столы и половую плитку под навесом. Пить захотелось ещё больше. Мы уже проскочили, но Жажда развернула нас. По-английски дамы не разговаривали. Нужно было выяснить два вопроса: питьевая ли вода, и можно ли наполнить ею наши бутылки. Благодаря языку жестов и хорошей практике игры в крокодила на оба вопроса были получены положительные ответы. Бутылки были наполнены, жажда утолена. Единственным нюансом был лёгкий привкус у воды. Мнения разошлись. Одним показалось, что это привкус йода, другим – хлора.


В 12.00 мы подъехали к гигантскому цветущему кусту мимозы. Будь у нас этот куст в Минске 8 марта, мы могли бы всю оставшуюся часть жизни не работать! Увы, мы были в Португалии, где не знают, что 8 марта нужно поломать и продать всю мимозу, поэтому куст, цел и невредим, благоухал и радовал путников своим великолепием. Мы не смогли проехать мимо! Оказалось, что мы тоже очень ничего смотримся, когда выглядываем из него.


После полудня потеплело, и появилось желание искупаться. Благо, недостатка в пляжах на побережье нет. Обед приурочили к купанию. Бодрящая вода благотворно влияет на аппетит участников похода несмотря на небольшое разнообразие обеденных меню, включавших уже только набор проверенных продуктов.


Сложнее было с ужинами. Молодость хотела попробовать уж если не местную кухню, то, как минимум, продукты местного производства, в частности, морепродукты. На этой почве периодически случались казусы. Например, замороженная треска для приготовления традиционного португальского блюда кот-фиш оказалась не замороженной, а солёной. То, что при покупке было воспринято как кристаллики льда, оказалось крупными кристаллами соли, которые вместе с рыбой ушли в котелок. Причём это выяснилось лишь после того, как, подсолив блюдо, Санёк решила продегустировать его на предмет достаточности соли. Все приколы подобного рода перечислять нет смысла, но стоит отметить, что в магазинах, которые встречались нам на пути, продавали только рис и макароны. Никаких других круп в помине не было. Не было даже овсянки, не говоря уж о гречке и пшенке. Впрочем, макароны и рис с консервированным тунцом из большой банки по 3.50 за ужином уходили влёт. Вот только петь у костра не получалось! Во-первых, пожарная опасность везде настолько очевидна, что разводить костёр просто преступно! Пищу готовили на газовой горелке. Поскольку ветер был вездесущ, очень кстати оказалась стеклоткань, хотя ранее стеклоткань брали только в лыжные походы в Заполярье и высотные горные походы. Во-вторых, петь шепотом «Вихри враждебные веют над нами» - не наш стиль, а привлекать внимание к месту наших ночёвок было не в наших интересах.

Фото 21.  Мы неплохо смотримся в кусте мимозы.

Фото 22. На рисовые поля это не было похоже.

В 17.30 заехали на монументальный мост, пересекающий устье реки Rio Mondego у самого впадения её в океан. Нельзя было не обратить внимание на то, что дельта реки разбита на множество залитых водой участков наподобие грядок. Мы долго не могли понять назначение этих грядок. На рисовые поля не похоже.  В итоге решили, что это фермы для разведения моллюсков.


Проехали мост и расположенный на берегу за ним город Figuera da Foz. Солнце клонилось к закату. Нужно было искать место для лагеря. Дорога петляла в горах, уводя нас всё дальше и дальше, но места, где можно было бы поставить палатки, всё не попадалось. Обследовали все отходящие от шоссе дорожки и тропинки – тщетно: либо непролазные заросли, либо большая крутизна склона.  В конце концов около 20.45 на склоне, соседствующем с действующим маяком, нашли место, далёкое от идеала, но вполне пригодное для постановки палаток. Отсюда же во время поисков места для ночёвки впервые за поход увидели, как солнце садится в океан.


Приготовили ужин, легли спать, и всю ночь луч маяка, вращающийся по кругу, как фронтовой прожектор, раз в минуту (а может и чаще) пробегал по нашим палаткам.  Спать он не мешал – усталому человеку достаточно занять горизонтальное положение, чтобы отключиться.

27.04.2017.

день 6

Облачно

Ясно

Облачно

ночёвка у маяка — обзорная площадка — Quiaios — Praia de Mira — Gafanha do Carmo — Porto de Aveiro — паром — кепинг

70,05 км

+ 438 м
-540 м

11 часов 15 минут

Перепад высот 262 м

Трек дневного перехода:

Перепад высот дневного перехода:

Утро началось с идиллической картинки: залитое солнечным светом белое под красной черепичной крышей здание маяка на фоне синевы вод океана в обрамлении экзотических растений. Однако долго предаваться созерцанию некогда. Завтрак закончен, лагерь свёрнут, и в 8.30 команда выступила на маршрут. 

Фото 23. Утро началось с идиллической картинки

Двигались по горной каменистой дороге, которая вскоре превратилась в тропу. С высоты тропы увидели карьер, амфитеатром обращенный в сторону океана. Разработки полезных ископаемых велись открытым способом. Что конкретно добывают там, мы так и не поняли. Зато вскоре на нашей тропе одна за другой начали попадаться окаменелые остатки древних моллюсков. Эти окаменелости произвели большое впечатление на Диму. Стоя на высоте метров триста над уровнем океана трудно представить, что когда-то здесь было океанское дно. Окаменелостей было на удивление много. Их великолепные оттиски были просто под ногами на дороге. Cоздавалось впечатление некоторой сопричастности к разгадке тайны эволюции жизни на планете. Санёчек нашла камень с окаменевшим моллюском и, конечно же, прихватила его на

Фото 24. На тропе попадались окаменелые остатки древних моллюсков.

память. К сожалению, этот камень за время похода где-то потерялся. Впрочем, может это и к лучшему. А то пришлось бы ей мотать срок в португальской тюрьме за контрабанду исторических ценностей.


По характеру ландшафта Португалия разделена на две части: южную, гористую, и северную, равнинную. В 9.48 мы подъехали к границе, разделяющей горы и равнину. Граница ярко выражена. Мы стояли на краю гор. Левую часть картины занимал океан, отделённый от суши жёлтой полосой пляжа. Всё остальное пространство до самого горизонта занимала покрытая лесом равнина. Наш путь лежал туда. С высоты нашей позиции очень удобно было стратегировать.


Значительная часть сегодняшнего маршрута просматривалась почти с высоты птичьего полета. К тому же на оборудованной здесь смотровой площадке располагалась выполненная в традиционном стиле карта из глазурованной плитки. Место очень красивое и примечательное.

Фото 25. С высоты нашей позиции очень удобно было стратегировать.

Здесь можно было бы задержаться чуть подольше, но сменивший направление и задувший с северо-востока ветер был очень уж неласков. Поэтому, сделав памятный снимок под пальмой (хоть впору было фотографироваться под ёлкой), мы вышли на тропу, по которой, наверное, на равнину по ночам спускаются горные козлы.


Спуск занял минут сорок. Мы попали в селение Quiaios, в котором начинается велодорожка, идущая в попутном направлении. Похоже, когда-то эта дорожка, прямой линией прорезающая сосновый лес, была автомобильной дорогой. Но теперь на протяжении километров двадцати мы не встретили на ней ни одного автомобиля. Сосновый лес атлантического побережья ничем не отличается от белорусского, разве что сосновые шишки в пять раз крупнее и красивее наших. Другая отличительная черта – уже упоминавшиеся ветряные генераторы электроэнергии. Здесь ветряки были исполинских размеров, что мы смогли ощутить, остановившись у подножия одного из них на апельсиновый перекус.

Фото 26. Мы вышли на тропу, по которой впору спускаться горным козлам.

Лес защищал от ветра, а полуденное солнце не жалело лучей своих. Возникло желание сбросить с плеч лишние одежды. Вот тут-то и стали видны во всей красе плоды трудов португальского солнца. Вся спина Лявона оказалась покрыта волдырями солнечных ожогов. А ещё через день на всём, от одежды до палатки, висели лохмотья кожи Лявона. Более благоразумная и предусмотрительная молодёжь пользовалась солнцезащитным кремом и более строго дозировала солнечные ванны, поэтому почти не пострадала.


Вырвавшись с гор на равнину, группа резко нарастила скорость продвижения. Периодически озвучивавшиеся километры пройденного расстояния радовали и приятно удивляли. Но был один нюанс. В горах то и дело приходилось спешиваться, вести или тащить велосипед в руках, а это давало хороший отдых пятой точке. Теперь же пятая точка начинала страдать, и приходилось делать периодические остановки с променадами. Во время одной из остановок Дима сказал, что рама его велосипеда начала сильно скрипеть. В результате обследования оказалось, что в месте крепления к каретке наполовину отломалась по сварке труба, в которую вставляется седло. А ведь при покупке велосипеда на раму давали пожизненную гарантию.

 

Окончание. День 7-9  >>>>>

<<<< Вернуться в начало