Контакты
Погода

Инструкция по сборке байдарки «Таймень-2»

 


  • Назначение

Двухместная разборная байдарка «Таймень-2» предназначена для туристских походов и прогулок в светлое время суток по рекам, озёрам и водохранилищам с удалением от берега до 500 м и высотой волны не более 0,15 м.

 

  • Технические данные

Длина 5 м
Ширина 0,85 м
Высота до привального бруса 0,27 м
Высота габаритная 0,4 м
Грузоподъемность 250 кг
Пассажировместимость 2 человека
Габариты в упаковке (не более): рюкзак 0,87*0,42*0,29 м
                                               карандаш 1,42*0,3 м
Масса корпуса около 26 кг
Масса в упаковке около 30 кг

 

  • Комплект поставки

1. Оболочка 1
2. Штевень (носовой и кормовой) 2
3. Шпангоут № 1 (малый без спинки) 1
4. Шпангоут № 2 (большой со спинкой) 1
5. Шпангоут № 3 (большой без спинки) 1
6. Шпангоут № 4 (малый со спинкой) 1
7. Кильсон носовой (со скошенными шипами с торца) 1
8. Кильсон кормовой (отличается от носового наличием 4 рожек на торце) 1
11. Фальшборт носовой левый (изогнутый) 1
12. Фальшборт носовой правый (изогнутый) 1
13. Фальшборт средний левый 1
14. Фальшборт средний правый 1
15. Фальшборт кормовой левый (отличается от среднего косым срезом на конце) 1
16. Фальшборт кормовой правый (отличается от среднего косым срезом на конце) 1
17. Фальшборт кормовой (гребешок) 1
18. Брус привальный (длинный толстый) 4
19 и 20 Стрингер (длинный тонкий) 8
21. Брус привальный средний носовой (толстый короткий) 2
22. Брус привальный средний кормовой (толстый с выдвижной пружинной втулкой) 2
23. Стрингер средний носовой (тонкий короткий) 4
24. Стрингер средний кормовой (тонкий с выдвижной пружинной втулкой) 4
25. Сиденье носовое (с 2-мя параллельно выступающими за край пластинками) 1
26. Сиденье кормовое (с кронштейном с 2 отверстиями для крепления его к штевню) 1


Рисунок 1. Байдарка «Таймень-2»

 

  • Требования по технике безопасности

Пользоваться байдаркой могут только люди, умеющие плавать. Те туристы, которые не умеют плавать, обязаны во время сплава находиться в спасательном жилете.

Перед спуском на воду осмотрите байдарку и убедитесь в отсутствии повреждений.

Во избежание крена байдарки и неправильного ее хода по воде, вещи необходимо по бортам раскладывать равномерно, то есть, старайтесь положить на правый и левый борт примерно одинаковое количество вещей по весу.

 

  • Сборка

Перед тем, как собирать байдарку, внимательно изучите эту инструкцию и строго соблюдайте её. 

Место для сборки и разборки байдарки необходимо выбрать ровное, без песка, камней, высокой травы и острых предметов. Песок может забиться в элементы каркаса и в конце похода Вам будет очень трудно разобрать байдарку, особенно центральные стрингера с замком (с выдвижной пружинной втулкой).

При установке следите, чтобы при установке шпангоутов № 1 и № 2 отгиб скоб (ушей) был направлен в нос байдарки, а шпангоутов №3 и №4 – в корму. (При такой ошибке результаты будут плачевны!).  Поскольку, отгибы определить не всегда получается, можно ориентироваться по спинкам – у них один край прямой, а другой полукруглый, спинка должна располагаться полукруглым краем вниз.

 

 

Теперь, перейдём непосредственно к сборке.

Штевень 2 соедините с кильсоном носовым 7 и зафиксируйте винтом (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Фиксация штевня с кильсоном винтом.

 

Установите шпангоут 3 (№1, маленький без спинки) –  на штевне 2, зафиксировав нижнюю скобку шпангоута винтом. Следите за разворотом шпангоута. Часто бывают ошибка разворота на 180 градусов. Критерий правильности – скоба-паз, расположенная сверху на шпангоуте для фиксации верхнего стрингера, должна быть развернута к носу (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Фиксация шпангоута на штевне винтом.

 

Установите привальные брусья 18 (длинные толстые) и стрингеры 19,20 (длинные тонкие), просунув их через уши шпангоута и вставив в соответствующие трубки штевня (толстые вставляем в толстые, тонкие – в тонкие). Толстые трубки располагаются сверху – рисунок 4.

 

Рисунок 4. Фиксация брусьев привальных и стрингеров на скобах шпангоута.

 

Установите на пластине носового кильсона 7 шпангоут 4 (№2). При установке шпангоута №2 (следите за тем, чтобы спинка смотрела вперед) на пластину кильсона заведите один из нижних фиксаторов шпангоута в отверстие с поперечным пазом так, чтобы проточка фиксатора вошла в паз, но не до упора, приподнимите шпангоут так, чтобы зазор между вторым нижним его фиксатором и плоскостью пластины был не более 1 мм. Затем, вращая шпангоут на первом фиксаторе, заведите второй фиксатор в отверстие продольного паза так, чтобы проточка фиксатора находилась в продольном пазе, и задвиньте шпангоут до упора (рисунок 5).

 

Рисунок 5. Установка шпангоута № 2 на кильсон.

 

После фиксации шпангоута №2 установите привальные брусья 21 (толстые короткие) и стрингеры 23 (тонкие короткие), просунув их через скобы шпангоута, одновременно нарастив привальные брусья 18 и стрингеры 19,20 – соответственно, толстые – в толстые и тонкие – в тонкие. Носовая сборка готова.

 

Аналогично собирается кормовая половина каркаса, при этом последовательно установите штевень 2, кильсон кормовой 8, Шпангоут №4 (6), брусья привальные 18, стрингеры 19, 20, шпангоут №3 (5), брусья привальные 22 и стрингеры 24. При установке шпангоута № 3 (без спинки) следите за тем, чтобы отгиб скоб был направлен в сторону штевня – оси должны сходиться к корме. Одновременно с фиксацией шпангоута №4 (6) на штевне 2 чтобы присоединить сиденье следует винт пропустить через отверстия в кронштейне кормового сидения (26).

 

Разложите оболочку.

 

Собранные таким образом носовую и кормовую части каркаса вставьте в соответствующие концы оболочки (разрез в деке для кормовой части шире, чем для носовой части). Вставляйте оконечности максимально далеко до упора, затем наступите на оболочку внутри байдарки, поставив ноги между кильсоном и стрингерами, и вставьте оконечности каркаса в оболочку до края деки, упираясь в шпангоуты №1 или №4 и придерживая оболочку ногами (фото 1). Вставляйте части плавно, ровно, как можно глубже и без перекосов, так как в ином случае каркас расположится в байдарке с перекосами, и Вы будете неровно идти по воде.

 

 

 

Приподнимите носовую и кормовую части каркаса и совместите шипы на конце носового кильсона 7 с отверстиями на конце кормового кильсона 8 – рисунок 6.

Рисунок 6. Стыковка центральной части кильсона и сборка каркаса в оболочке.

 

Плавно опускайте каркас, следя за тем, чтобы оконечности оболочки ровно, без перекосов, располагались относительно каркаса. Не допускайте выскакивания шипов кильсона носового из соответствующих отверстий кормовой части кильсона. Поправляйте стрингеры и привальные брусья средние носовые и кормовые внутрь оболочки, чтобы не сломать или не согнуть их в случае, если они зацепятся за оболочку или упрутся торцами друг в друга, следите, также, чтобы рычажки подпружиненных выдвижных втулок были обращены внутрь байдарки, чтобы случайно не повредить оболочку. Опустив каркас вниз, ни в коем случае его не отпускайте! Иначе он может выскочить вверх и ударить Вас. После того, как он ляжет на дно оболочки, зафиксируйте кильсоны между собой с помощью четырёх винтов. Сначала вставляются те, которые входят легко. Потом, путем перемещения кильсона в пределах упругой деформации – остальные.

 

Соедините соответствующие концы брусьев привальных 21 и 22 и стрингеров 23 и 24 начиная с ближайших к кильсону с помощью подпружиненных выдвижных втулок. Убедитесь перед этим, что торцы всех трубок – стрингеров и привальных брусьев примыкают к кницам – скобам всех шпангоутов плотно, без зазоров. Для удобства соединения можно слегка отводить стыкуемые концы трубок вверх, как показано на фото 3 и рисунке 7.

 

Рисунок 7. Соединение концов привальных брусьев и стрингеров с помощью выдвижных втулок

 

Установку фальшбортов 11,12,13,14,15,16 следует начинать с носовых (изогнутых) фальшбортов. Установите фальшборт, просунув верхнюю скобу шпангоута №1 (3) в отверстие в фальшборте и зафиксируйте его с помощью крючка. Продольный паз на фальшборте между трубкой и приклёпанной к ней пластиной должен располагаться сверху. Заправьте в паз фальшборта кромку деки оболочки в носовой части, для чего немного отведите наружу от байдарки незафиксированную кормовую часть фальшборта и заложите утолщённую кромку деки в паз (фото 4).

 

 

По мере продвижения к корме, придвигайте незафиксированную кормовую часть фальшборта к байдарке, тем самым, натягивая заправленную в паз фальшборта часть деки (фото 5).

 

 

Заправляя в паз фальшборта кромку деки, последовательно устанавливайте фальшборт на скобы шпангоутов, начиная со шпангоута 4 (№2) (кромка деки должна огибать скобу снизу), и закрепляйте его крючками. Аналогичную операцию проделайте со шпангоутами № 3 и № 4 (фото 6).

 

 

Устанавливать фальшборта лучше по очереди – сначала передний справа, потом передний слева, потом средний справа и средний слева, затем задний справа и задний слева. После этого наденьте на скобы шпангоута №4 фальшборт кормовой (гребешок17) – поверх уже надетых на скобы шпангоута №4 фальшбортов левого и правого борта и зафиксируйте его крючками.

 

Для сборки весла утопите фиксаторы 2 в их гнёзда, введите средник весла (цевьё 3) в лопасти 1 и проследите, чтобы фиксаторы 2 попали в отверстия лопастей – рисунок 8.

 

Рисунок 8. Сборка весла

 

Из опыта эксплуатации:

Для увеличения срока службы оболочки, рекомендуется под места соединений штевней с кильсонами и кильсонов между собой винтами, подложить куски коврика.

 

  • Разборка и просушка байдарки

По окончании похода байдарку необходимо в собранном состоянии промыть от грязи и водорослей, а также хорошо просушить.

Место для разборки байдарки необходимо выбрать ровное, без песка, камней, высокой травы и острых предметов. Старайтесь разбирать байдарки на расстоянии 3-5 метров друг от друга, чтобы не перепутать детали байдарок.

После просушки разберите байдарку в такой последовательности:

1. Разберите фальшборта, открывая крючки (для этой цели можно использовать плоскогубцы).
2. Разберите состыкованные между собой стрингера 23,24 и привальные брусья 21,22, оттягивая руками или плоскогубцами выступающий рычажок – рисунок 9.

 

Рисунок 9. Разборка стрингеров и привальных брусьев с помощью петельки из веревки (можно использовать плоскогубцы).

 

3. Выньте стрингера и привальные брусья из шпангоутов и достаньте их из лодки.
4. Разъедините составные части кильсона (были соединены винтами). При этом обращайте внимание на то, чтобы средние носовые и кормовые стрингеры и привальные брусья не попали под оболочку при расстыковке носовой и кормовой частей каркаса, чтобы не сломать или не согнуть их.
5. Плавно и аккуратно приподнимете вверх носовую и кормовую часть байдарки и затем вытяните их из лодки.
6. Разберите части байдарки в последовательности, противоположной сборке байдарки. Не используйте для этой цели топоры, камни, ветки и т.п. предметы.

 

После разборки и просушки байдарки протрите оболочку сухой тряпкой, металлические узлы и детали очистите от песка и грязи и тоже протрите сухой тряпкой. Укладывайте детали своей лодки только в свои упаковочные чехлы.
Перед отъездом с места окончания похода, обязательно тщательно проверьте место стоянки на предмет забытых вещей.

 

  • Упаковка байдарки

Байдарка упаковывается в два упаковочных мешка: 

"рюкзак" – упаковка для оболочки (со шнуровкой  и лямками)

и "карандаш" – упаковка для каркаса (узкая и длинная).

 

Упаковка частей байдарки в "рюкзак"

Расстелите оболочку байдарки на сухом и чистом месте без песка.

Вначале оболочка складывается вдоль по длине вдвое. После этого начинаем укладывать шпангоуты.

Делается это так – сначала вдоль на оболочку кладем один маленький шпангоут, заворачиваем его оболочкой, потом следующий малый, обратно заворачиваем его оболочкой, потом первый большой шпангоут, заворачиваем его оболочкой, потом второй большой шпангоут и заворачиваем его оставшейся частью оболочки. Затем, сверху укладываем сиденья лицевой стороной вниз. Все это укладывается на расстеленный заранее "рюкзак", заворачивается с каждой стороны боковинами "рюкзака" и шнуруется веревкой.

 

Упаковка в "карандаш"

При упаковке частей каркаса сначала берутся два кильсона и кладутся друг на друга таким образом, чтобы между ними оставалось свободное пространство, затем это пространство заполняется стрингерами и привальными брусьями (все длинные и короткие трубки). Далее, эти кильсоны укладываются в "карандаш", потом, поочередно укладываются штевни, фальшборта, лопасти и цевья весел, транец. После укладки перечисленных составных частей байдарки затяните и завяжите горловину "карандаша".

♦ ♦ ♦

Впрочем, для переноски байдарок мы изготавливаем более удобную упаковку. Это "Упаковка для байдарки "Свольна-150", которая заменяет и "рюкзак" и "карандаш". В нашу упаковку помещается и "железо" ии "оболочка" и ещё остаётся место для ремнабора, спасжилетов и т.д.  

Подробнее про "Упаковку для байдарки "Свольна-150": >>>>

 

 

 

 

P.S. В данной статье использована информация по сборке-разборке байдарок "Таймень"  завода изготовителя,  а также, практические рекомендации компании "В ПОХОД!", имеющей многолетний опыт эксплуатации и проката "Тайменей".